Комплексный педагогический контроль в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов ГУОР г. Бронницы на примере гребных видов спорта - МАУ ДО СШОР им. А. Сыроежкина
28.03.2024
Научно-практическая конференция в городе Смоленске

Комплексный педагогический контроль в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов ГУОР г. Бронницы на примере гребных видов спорта

(на основе доклада директора ГУОР Бронницы Верлина С.В. на V-ой международной научно-практической конференции

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ УЧИЛИЩ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА 29-31 ЯНВАРЯ 2015Г.)

Комплексный педагогический контроль в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов ГУОР г. Бронницы (на примере гребных видов спорта)

Часть первая

Роль и место ГУОР в структуре спорта высших достижений РФ.

На сегодняшний день работа Всероссийских федераций и сборных команд РФ по видам спорта в основном оценивается, по вкладу в копилку медалей, завоеванных страной на Олимпийских играх. Основной организацией, которая осуществляет подготовку спортсменов сборных команд РФ, является ФГБУ ЦСП сборных команд РФ. На региональном уровне спортсмены проходят начальную подготовку в ДЮСШ, СДЮСШОР, ЦСП: этапы НП, УТ, СС, ВСМ. Далее в процессе отбора спортсмены попадают в сборные команды РФ, остальные попадают в резерв сборных команд РФ (ГУОР) или продолжают подготовку в своем регионе. Модель многоуровневой (кластерной) системы подготовки спортивного резерва (Рис.1) предусматривает взаимодействие спортивных учреждений на региональном и федеральном уровне.

Рисунок 1

1

Как правило бюджет сборных команд РФ ограничен и в большинстве видов спорта сборная команда страны имеет трехуровневую структуру подготовки, организованную по возрастному признаку: основной состав, молодежный состав (до 23 лет), юношеский состав (до 19 лет).

В гребных видах спорта основной состав включает в себя 1,5 стартовых состава (рис.2), молодежный и юношеский – 1 состав. Основной состав выступает на ЧМ и ОИ, молодежный и юношеский на ПМ до 23 и до 19 соотв. Основной задачей сборных команд РФ поставленных Минспортом является завоевание 1 – 3 места в общекомандном зачете на крупнейших международных соревнованиях, включая ОИ. При этом, юношеский состав состоит на 75% из спортсменов 18 лет, 20% — 17 лет, 5% — 16 лет.

Рисунок 2

2

Возраст и время реализации таланта спортсмена зависит от многих факторов (от стажа занятия спортом, от генетических предпосылок, от времени выхода на уровень больших нагрузок и углубленной специализации, наличия лимитирующих факторов – травм, заболеваний и т.д.). Мы не знаем в каком возрасте спортсмен достигнет своего максимального результата. В сборных командах всегда существует потребность в большей скамейке запасных и высокого уровня конкуренции как естественного механизма повышения спортивных результатов, а, следовательно, потребность в подготовке второго и третьего составов молодежного и юношеского возраста. ФГБУ ЦСП, в силу возложенных на него задач и ограниченного бюджета, не может организовать и обеспечить подготовку дополнительных составов спортсменов. Существует потребность качественного и профессионального селективного отбора спортсменов, приходящих в СКРФ из СДЮСШОР и ДЮСШ.

 

Сегодня в Федеральных ГУОР существуют все предпосылки для решения вопросов:

 

  • подготовки вторых составов молодежной и юношеской команд
  • селекционного отбора и подготовки перспективных спортсменов из всех регионов РФ, где культивируется вид спорта.
  • Сохранение региональной принадлежности спортсмена (сохранение гибкой и более длительной связи спортсмен-личный тренер-на случай возврата спортсмена в регион).

 

 

Наличие высококвалифицированных тренеров и специалистов, а также условий для реализации их потенциала (институт старших тренеров отделений ГУОР). Основу организации спортивной подготовки составляет структура тренерского состава ГУОР (рис.3). Каждый вид гребли возглавляет старший тренер вида. Старший тренер вида работает в связке со старшими тренерами групп, определяя методику подготовки и составляя документы планирования. При этом спортсмены сохраняют свою принадлежность к региональной организации и личному тренеру.

 

 

Рисунок 3

3

Компоненты (факторы) повышающие эффективность реализации спортивной подготовки:

  • Наличие спортивной инфраструктуры и материально-технической базы (возможность организации спортивной подготовки на уровне сборных команд страны – в случае, если спортсмен не вошел в стартовый состав сборных команд страны).
  • Медико-биологическое и научно-методическое сопровождение подготовки спортсменов
  • Конкурентная среда. (На первенствах России по гребному спорту студентами завоевано 55 золотых медалей, 25 серебряных и 35 бронзовых медалей.)
  • Образовательный процесс синхронизированный со спортивной подготовкой (социальная защищенность). Зеленый – УП, оранжевый – СП, синий – ВМ, желтый – воспитательный процесс.
  • Взаимодействие с ВУЗами (при получении высшего образования возможность вести спортивную подготовку в ГУОР – продолжение социальной защищенности)

 

Обобщенная схема деятельности ГУОР представлена на рисунке 4, где обозначена целевая направленность работы, а именно выполнение Государственного задания по подготовке спортивного резерва для сборных команд России.

Рисунок 4

4

Решение этой задачи возможно только при достижении промежуточных целей, каковыми являются требования и критерии отбора в училище, а в период обучения выполнение модельных характеристик по разносторонней подготовленности и спортивного мастерства, соответствующих уровню сборных команд. Реализация программ спортивной подготовки и образовательных программ в период обучения позволяет создать необходимые предпосылки для планомерного роста спортивного мастерства и условия для социальной защиты обучающихся спортсменов.

 

Структура спортивной подготовки представляет собой циклический процесс (рис.5)

 

 

Рисунок 5

 5

Начальная фаза – планирование спортивной подготовки, где определяется объем, интенсивность и направленность тренировочных нагрузок. Следующая фаза – реализация, то есть организация тренировочных занятий, участие в контрольных стартах и реализация через участие в соревнованиях. В процессе реализации осуществляется Аналитика, в которой происходит сбор и анализ данных о выполненных тренировочных нагрузках и оценка соревновательной деятельности. На основе полученных аналитических данных, при необходимости, вносятся коррективы в тренировочный план и цикл начинается заново.

Организация тренировочного процесса основана на трех базовых принципах Рисунок 6

6

Постановка цели и задач для ее достижения. В зависимости от поставленных целей и задач разрабатываются модели и ориентиры разных видов подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов. Для достижения модельных характеристик и показателей соответственно разрабатывается методика тренировки. В нашем случае целью является подготовка спортивного резерва, соответствующего предъявляемым к спортсменам СКРФ требованиям. Соответственно, комплексный педагогический контроль ГУОР строится на основе показателей, прописанных в целевых комплексных программах подготовки сборных команд РФ и проходит по протоколам педагогического контроля СКРФ молодежного и юношеского составов.

 

Часть вторая

Содержание комплексного педагогического контроля в гребле на байдарках и каноэ.

 

В гребле на байдарках и каноэ при организации комплексного педагогического контроля можно выделить три основных раздела: собственно, сам педагогический контроль, состоящий из регистрации и анализа тренировочных нагрузок, медико-биологический контроль, оценивающий биологическую реакцию систем организма на полученную нагрузку и биомеханический контроль – как средство оценки и формирования техники гребли. Педагогический контроль состоит из трех принципиальных блоков: планирование, регистрация и анализ тренировочных нагрузок.

Планирование тренировочной нагрузки предполагает:

  • определение объемов, интенсивности, направленности нагрузок и место ее расположения в тренировочном цикле;
  • определение модельных характеристик различных видов подготовки и соревновательной деятельности;
  • планирование набора контрольно-тестовых мероприятий, а также регистрация и контроль выполненной работы посредствам организации ТО, ЭКО, ОСД,
  • анализ выполненных тренировочных нагрузок и соревновательной деятельности и корректировка тренировочных планов при необходимости.

 

Перспективный (многолетний) план (рис. 7) отражает прогнозируемую динамику результатов многолетней подготовки студентов ГУОР и является основой для годового планирования. Этот план включат в себя количественные характеристики тренировочных нагрузок по объемам и интенсивности, а также временные показатели на главных стартах сезона и занятые места.

Рисунок 7

7

 

Годовое планирование осуществляется в соответствии с основными положениями блоковой периодизации спортивной тренировки. В годовом цикле прежде всего определяются главные, отборочные и промежуточные соревнования. Соревнования являются отправной точкой для планирования этапов подготовки. Далее формируются этапы и блоки подготовки, соотношение количественных и качественных показателей планируемой работы. Формируется график контрольно-тестовых мероприятий, определяются модельные характеристики подготовки.

 

Текущий план подготовки (рис 8) включает в себя детализацию тренировочных нагрузок до уровня тренировочного занятия. Данный план включает в себя направленность, содержание, объем и интенсивность тренировочных занятий. Модели и нормативы разных видов подготовленности и соревновательной деятельности составлены в соответствии с ЦКП по гребному спорту.Зоны интенсивности позволяют классифицировать выполненную работу согласно принятым стандартам. Точкой отсчета всех моделей СП является время прохождения дистанции на Олимпийских играх, обеспечивающее попадание в тройку лидеров. Олимпийская модель формировалась на основании анализа результатов прохождения дистанции на Чемпионатах Мира и Олимпийских играх в различных классах с 2000 года по 2013 год. Применение подходов математического анализа и полученных уравнений регрессии позволило рассчитать модели СП всех классов судов для идеальных погодных условий, а также вероятностный результат и для остальных экипажей. Годовая модель достигается на главных стратах сезона (Чемпионатах и Первенствах Мира). В свое время годовая модель достигается уровнем специальной подготовленности на этапах подготовки.

 

 

Рисунок 8

8

 

Для мониторинга уровня специальной физической подготовленности разработаны временные модели для эргометрического тестирования. В основе разработки модельного времени лежат мировые рекорды по прохождению 500м и 1000м на эргометре для каждого класса и категории спортсменов по состоянию на ноябрь 2013 года, с экспертной поправкой в пределах 1% от времени рекорда.

Значение общей физической подготовки, как одного из главных факторов повышения спортивного мастерства (увеличение соревновательной скорости, пропульсивная эффективность гребли, тактическая раскладка, специальная физическая подготовленность) в настоящее время не вызывает сомнения. Для осуществления эффективного педагогического контроля уровня общей физической подготовки спортсменов — гребцов были разработаны модели ОФП. Графики контрольно-тестовых мероприятий, ТО, ЭКО, ОСД позволяют отслеживать становление спортивной формы гребцов и контролировать эффективность тренировочного процесса. Выполненные тренировочные нагрузки регистрируются и анализируются по количеству, времени и соотношению выполненной работы в разных зонах интенсивности. Для оценки соревновательной деятельности экипажей составляются аналитические таблицы, в которых отражены результаты, показанные в каждом виде программы с отставаниями от лидеров соревнований, динамика и % реализации годовой модели на данном этапе. На основании данных анализа выполненной работы, контрольно-тестовых тренировок, соревнований, результатов ТО и ЭКО разрабатываются методические рекомендации по корректировке тренировочного процесса.

Для осуществления педагогического контроля применяются методики:

  • регистрация объема и интенсивности выполненных тренировочных нагрузок,
  • хронометрирование и регистрация скорости,
  • пульсометрия и определение концентрации лактата в крови (отражающие стоимость выполненной работы),
  • педагогические наблюдения.

Применяемые инструменты:

  • секундомер функцией темпомера;
  • лактометр,
  • пульсометр,
  • GPS-навигатор.

 

  • Следующий вид контроля – медико-биологический. Он состоит из текущих и этапных обследований. Текущие обследования проходят до 4х раз в микроцикл. Программа текущих обследований включает в себя:
  • функциональное,
  • психологическое,
  • биохимическое обследования,
  • контроль состава массы тела.

Функциональное обследование состоит из регистрации утренней ЧСС, ортостатической пробы и АД, как основных кумулятивных показателей переносимости тренировочных нагрузок и состояния сердечно-сосудистой системы. Психологическое обследование предполагает субъективную оценку спортсменом своего самочувствия, а также анкета «САН». В рамках биохимических обследований осуществляется забор капиллярной крови для анализа. Контроль состава массы тела предусматривает определение лабильных компонентов массы тела (жировой массы и мышечной массы в абсолютном значении и %). Этапные обследования включают в себя контроль состава массы тела, функциональные пробы (уровень ПАНО, МПК, Vo2), скоростно-силовые и психологические тестирования. В текущих и этапных обследованиях применяются инструменты:

 

  • функциональные пробы с применением газоанализа;
  • калипер;
  • электрокардиограф;
  • анализатор крови.

 

При оценке подготовленности спортсменов ГУОР применяются специально разработанные шкалы (рис 9). Шкалы были разработаны для спортсменов молодежных и юношеских сборных команд гребных видов спорта на основе анализа сигмальных отклонений.

 

 

Рисунок 9

9

 

В личную карточку спортсмена вносится информация о каждом измерении. Биохимический состав крови сопоставлен с предшествующей тренировочной нагрузкой. Личная карточка спортсмена содержит в себе также информацию о морфостатусе спортсмена (изменение жировой и мышечной массы в динамике).

Информация о функциональных обследованиях вносится в аналитическую таблицу многолетней динамики функциональных показателей.

Биомеханический контроль состоит из комплексной биомеханической оценки техники гребли и синхронности технического исполнения гребли экипажем. В процессе биомеханического контроля применяются методы:

  • видеосъемка,
  • акселерометрия,
  • динамометрия.

Применяемые инструменты для биомеханического контроля:

  • видеокамера (60 кад/сек),
  • акселерометр DigTrainer (для гребного спорта), биомеханическая система RowX,
  • видеокамера для съемки непосредственно с корпуса лодки.

Биомеханический анализ внутренней структуры техники гребли предусматривает оценку усилий на вертлюге (для гребного спорта), внутрициклового ускорения гребной механической системы и внутрициклового изменения скорости.

Информационное обеспечение тренировочного процесса основывается на использовании облачных технологий. На сервере Яндекс Диск (рис 10) для каждого спортсмена заводится личная папка, в которую загружается информация необходимая для организации и регистрации тренировочного процесса (план, результаты тренировок, система отбора, модельные характеристики, дневник спортсмена и т.д.).

Рисунок 10

10

Данная система обеспечивает доступность и конфиденциальность. Облачное хранилище – хранилище данных, располагающееся на удаленном сервере. Услуги облачного хранилища предоставляют: Яндекс, Гугл, Дропбокс, Мэйл и др. Облачное хранилище связано с базой данных, содержащей в себе всю необходимую информацию об обследованиях спортсмена, расписании тренировочных мероприятий и результаты контрольно-тестовых тренировок и соревнований.

Тренер-преподаватель:

Михеева Наталия Юрьевна

 

 

VK